Рекомендации по предотвращению телефонного мошенничества
от 08 апреля 2025 года
Одним из самых распространенных видов мошенничества остается телефонное мошенничество.
При этом, мошенниками активно используются мессенджеры. Как правило, мошенники сообщают жертве, что кто-то пытается оформить кредит на имя гражданина, и средства нужно срочно обезопасить. Поддавшись этой уловке, жертвы передают персональные данные либо по указаниям мошенников переводят деньги на якобы безопасный счет в Центробанке. Как следствие, жертвы могут не только лишиться своих средств, но и стать должниками по кредитам.
Банком России неоднократно давались разъяснения, что представители Центробанка не осуществляют самостоятельно звонки гражданам, не направляют посредством мессенджеров фото каких-либо документов и не просят передать им персональные данные граждан и сведения, составляющие банковскую тайну.
Мошенники могут создавать в мессенджерах аккаунты от лица руководителей Банка России. С таких фейковых аккаунтов мошенники под видом сотрудников Банка России отправляют сообщения руководителям различных организаций, органов местного самоуправления, государственных органов. Под различными предлогами (например, просьба в задержании мошенника) стараются получить доступ к счетам в банках либо уговаривают перевести деньги. Кроме того, в настоящее время мошенники могут подделывать аккаунты знакомых и близких человека в социальных сетях и мессенджерах.
Общее правило, которое необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой мошенников, - не передавать по телефону, в том числе в мессенджерах, посторонним людям свои персональные данные и сведения, составляющие банковскую тайну, не совершать по просьбе незнакомых лиц финансовые операции.
Признаками, указывающими на то, что звонит мошенник, являются как сам факт самостоятельного выхода на гражданина якобы представителя банка или органа власти, так и скорый перевод ими разговора на тему финансов и запрос конфиденциальной информации (данные карты, логины и пароли к личному кабинету на сайте банка или мобильному приложению, коды из банковских уведомлений).
При этом, злоумышленниками могут использоваться запугивание, давление, иные приемы, направленные на создание стрессовой ситуации для жертвы, которая после уговоров и запугивания перестает критически мыслить и начинает следовать указаниям мошенника. Так, следуя инструкциям мошенников, граждане оформляют кредиты и переводят эти деньги преступникам.
В подобных ситуациях следует прервать разговор и позвонить на горячую линию банка по номеру телефона, указанному на банковской карте или официальном сайте банка, чтобы уточнить, не совершались ли какие-либо операции с денежными средствами.
Прокуратура Чемальского района